Просторный зал наполнен тусклым
неоновым сиянием и неясным переливчатым гулом. Посетители бродят в полумраке,
что-то космическое есть в напряженной атмосфере, кажется, все вокруг находится
в замедленном хаотичном движении… Через темные, едва заметные щели-углы можно
пройти в маленькие залы, где на экранах обрывочно мелькают кинокадры, дополняя
общую картину. Обстановка, как нельзя более, подходит для основного проекта
биеннале «Переписывая миры». Здесь
пребываешь в каком-то совершенно особенном, странном, сосредоточенно-заинтересованном
и, в то же время, рассеянно-невесомом состоянии. Когда после осмотра выставки
спускаешься с арт-площадки на этажи ЦУМа, не сразу приходишь в себя, не сразу
удается включиться в привычные ритмы, настолько ярок этот контраст.
Теперь - о самой экспозиции. Как
может зритель-новичок охарактеризовать увиденное, выразить свои свежие
впечатления? Думаю, стоит в первую очередь рассказать о тематике выставки.
Наверное, наиболее запомнившееся
- интерактивная инсталляция «Сад заблуждения и упадка» художников Михаэля
Белицкого и Камиллы Б. Рихтер. Символические изображения, появляющиеся на
экране, посвящены событиям современности, фактически, это сюжеты «на злобу
дня». Актуальные на данный момент общественные проблемы описываются достаточно
узнаваемо, ясно и детально. «Сад заблуждений и упадка» - это не только взгляд
авторов на человека двадцать первого века, но и попытка осмысления пути
цивилизации в целом и настоящего его этапа. И взгляд, надо сказать, широкий, в
нем отражены вопросы политики, и культуры, и нравственности, с позиции остро
критической, что понятно уже из названия. Кстати, после поездки в ЦУМ, я
узнала, что мое предположение о задачах авторов «Сада...» подтверждается
интересным фактом: выбор актуальных сюжетов для инсталляции происходит
совершенно естественно, механизмом «контроля» является лента обсуждений в
популярной социальной сети Twitter.
Скульптурная композиция «Houndingdown» индийского
художника Т.В.Сантоша обращена к вопросам войны и мира, терроризма и борьбы со
злом. Тридцать одинаковых фигур собак-подрывников выстроены в ровные ряды -
армия обреченных… Холодный, мертвенно-леденящий блеск стальных тел,
пронзительно-красное сияние бегущей строки текста (рассказ о трагедии Хиросимы
и Нагасаки, кстати) и роковых чисел на часовых экранах взрывных устройств… Все
это производит тяжелое, странное впечатление.
«Перевези через реку» -
оригинальный проект художника Ахмета Огюта. Зрителю предлагается решить старую
задачку о волке, козе и капусте на новый лад. Автор как бы показывает, что в
нашем современном мире невозможно, нелепо и неуместно совмещать такие
противоречащие друг другу явления, как, например, терроризм и гуманистические
идеи помощи слабым.
«Переписывая миры»… Некоторые
проекты биеннале, действительно, дают самую неожиданную оценку общепринятому,
привычному, вполне устоявшемуся. Так, картины Кейси МакКи откровенно высмеивают
бизнес и современную мировую экономику в целом.
Яркая особенность экспозиции -
привлечение зрителя к непосредственному соучастию. С этой точки зрения самый
показательный проект - интерактивный музыкальный куб Режоне Кантони и Даниэлы
Кутшат. Он состоит из световых лучей, которые можно перебирать, словно струны
гитары или гуслей. Следующий объект, кажущийся непривычно простым в окружении
мультимедийных инсталляций, - микрофон в слепящей подсветке рампы, оформленный
достаточно реалистично, и посетители могут как бы «примерить» его на себя.
Возвращаясь к «Перевези через реку», композиции, представленной именно в форме
задачи: зрителям дается только условие, ответ предлагается найти
самостоятельно. Затем, действием «Сада
заблуждения и упадка» можно отчасти управлять с помощью специального джойстика,
да и связь инсталляции с социальной сетью - уже само по себе «соучастие
зрителей».
Что же в данном случае позволяет
добиться такого эффекта? Еще одна важная черта экспозиции - изобилие
мультимедиа и использование высоких современных технологий, что подчеркивается
особо (например, состоящий из
анимированных изображений «Сад заблуждения и упадка» вообще напоминает
компьютерную игру).
В этом ключе хочется рассказать
немного о проекте «Далекие слова». На полу арт-площадки ЦУМа расположен
огромный фотокадр, сделанный со
спутника. Посетители пишут маркерами свои послания или просто имена/ники на крышах
московских зданий. С помощью специальных камер надписи транслируются на стену
зала и также появляются на спутниковом
изображении в Google Earth
(!). Лично я не могу до конца осознать то, что осуществляют авторы этой
сложнейшей инсталляции. Вот они - высокие технологии, вот оно - соучастие,
призыв к широкой коммуникации! Задумка необычайно красивая. Посетители биеннале
активно принимают участие в проекте. Приятно видеть оставленные кем-то
незнакомым, но обращенные ко всем, к каждому из нас, послания, такие, например,
как «Давайте сделаем мир лучше!». =))
Итак, подводя итог: впечатления
от осмотра выставки в ЦУМе остались яркие и разнообразные. По меньшей мере,
появилось желание продолжить знакомство с современным искусством, и с
остальными проектами Московского биеннале, в частности. Советую всем
сходить.еожиданно может очень даже понравиться) даже если тематика, впринципе,
не привлекает, можно полюбоваться достижениями в области новейших технологий,
и, в концеконцов, экспозиция является отчасти аттракционом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий