воскресенье, 20 мая 2012 г.

IV Московское биеннале современного искусства (Цум Art Foundation)


Просторный зал наполнен тусклым неоновым сиянием и неясным переливчатым гулом. Посетители бродят в полумраке, что-то космическое есть в напряженной атмосфере, кажется, все вокруг находится в замедленном хаотичном движении… Через темные, едва заметные щели-углы можно пройти в маленькие залы, где на экранах обрывочно мелькают кинокадры, дополняя общую картину. Обстановка, как нельзя более, подходит для основного проекта биеннале «Переписывая миры».  Здесь пребываешь в каком-то совершенно особенном, странном, сосредоточенно-заинтересованном и, в то же время, рассеянно-невесомом состоянии. Когда после осмотра выставки спускаешься с арт-площадки на этажи ЦУМа, не сразу приходишь в себя, не сразу удается включиться в привычные ритмы, настолько ярок этот контраст.
Теперь - о самой экспозиции. Как может зритель-новичок охарактеризовать увиденное, выразить свои свежие впечатления? Думаю, стоит в первую очередь рассказать о тематике выставки.
Наверное, наиболее запомнившееся - интерактивная инсталляция «Сад заблуждения и упадка» художников Михаэля Белицкого и Камиллы Б. Рихтер. Символические изображения, появляющиеся на экране, посвящены событиям современности, фактически, это сюжеты «на злобу дня». Актуальные на данный момент общественные проблемы описываются достаточно узнаваемо, ясно и детально. «Сад заблуждений и упадка» - это не только взгляд авторов на человека двадцать первого века, но и попытка осмысления пути цивилизации в целом и настоящего его этапа. И взгляд, надо сказать, широкий, в нем отражены вопросы политики, и культуры, и нравственности, с позиции остро критической, что понятно уже из названия. Кстати, после поездки в ЦУМ, я узнала, что мое предположение о задачах авторов «Сада...» подтверждается интересным фактом: выбор актуальных сюжетов для инсталляции происходит совершенно естественно, механизмом «контроля» является лента обсуждений в популярной социальной сети Twitter



Скульптурная композиция «Houndingdown» индийского художника Т.В.Сантоша обращена к вопросам войны и мира, терроризма и борьбы со злом. Тридцать одинаковых фигур собак-подрывников выстроены в ровные ряды - армия обреченных… Холодный, мертвенно-леденящий блеск стальных тел, пронзительно-красное сияние бегущей строки текста (рассказ о трагедии Хиросимы и Нагасаки, кстати) и роковых чисел на часовых экранах взрывных устройств… Все это производит тяжелое, странное впечатление.



«Перевези через реку» - оригинальный проект художника Ахмета Огюта. Зрителю предлагается решить старую задачку о волке, козе и капусте на новый лад. Автор как бы показывает, что в нашем современном мире невозможно, нелепо и неуместно совмещать такие противоречащие друг другу явления, как, например, терроризм и гуманистические идеи помощи слабым. 

«Переписывая миры»… Некоторые проекты биеннале, действительно, дают самую неожиданную оценку общепринятому, привычному, вполне устоявшемуся. Так, картины Кейси МакКи откровенно высмеивают бизнес и современную мировую экономику в целом.
Яркая особенность экспозиции - привлечение зрителя к непосредственному соучастию. С этой точки зрения самый показательный проект - интерактивный музыкальный куб Режоне Кантони и Даниэлы Кутшат. Он состоит из световых лучей, которые можно перебирать, словно струны гитары или гуслей. Следующий объект, кажущийся непривычно простым в окружении мультимедийных инсталляций, - микрофон в слепящей подсветке рампы, оформленный достаточно реалистично, и посетители могут как бы «примерить» его на себя. Возвращаясь к «Перевези через реку», композиции, представленной именно в форме задачи: зрителям дается только условие, ответ предлагается найти самостоятельно.  Затем, действием «Сада заблуждения и упадка» можно отчасти управлять с помощью специального джойстика, да и связь инсталляции с социальной сетью - уже само по себе «соучастие зрителей».
Что же в данном случае позволяет добиться такого эффекта? Еще одна важная черта экспозиции - изобилие мультимедиа и использование высоких современных технологий, что подчеркивается особо (например,  состоящий из анимированных изображений «Сад заблуждения и упадка» вообще напоминает компьютерную игру).
В этом ключе хочется рассказать немного о проекте «Далекие слова». На полу арт-площадки ЦУМа расположен огромный фотокадр, сделанный  со спутника. Посетители пишут маркерами свои послания или просто имена/ники на крышах московских зданий. С помощью специальных камер надписи транслируются на стену зала и также появляются на  спутниковом изображении в Google Earth (!). Лично я не могу до конца осознать то, что осуществляют авторы этой сложнейшей инсталляции. Вот они - высокие технологии, вот оно - соучастие, призыв к широкой коммуникации! Задумка необычайно красивая. Посетители биеннале активно принимают участие в проекте. Приятно видеть оставленные кем-то незнакомым, но обращенные ко всем, к каждому из нас, послания, такие, например, как «Давайте сделаем мир лучше!». =))
Итак, подводя итог: впечатления от осмотра выставки в ЦУМе остались яркие и разнообразные. По меньшей мере, появилось желание продолжить знакомство с современным искусством, и с остальными проектами Московского биеннале, в частности. Советую всем сходить.еожиданно может очень даже понравиться) даже если тематика, впринципе, не привлекает, можно полюбоваться достижениями в области новейших технологий, и, в концеконцов, экспозиция является отчасти аттракционом.



Комментариев нет:

Отправить комментарий