Парадоксы современного искусства

1. О Красоте

          Как мы издавна утверждаем, искусство служит красоте, а  «Художник - тот. Кто создает прекрасное. В прекрасном нужно видеть лишь одно - красоту» - так писал О.Уайльд. Не поспоришь, если взять всю мировую художественную культуру в целом. А если взять отдельно современное искусство? Вряд ли, глядя на мрачные упрощенные изображения, извращающие действительность и естественность, или кричащие букеты визуальных эффектов, или изощренной фантазией слепленные в единую композицию обыкновенные предметы быта, можно сказать, что они созданы с целью принести эстетическое наслаждение.

            На «Ночи в музее» я видела две выставки, производящие прямо-таки отталкивающее впечатление. Первая - «Лесной царь»  Ивана Горшкова: аляповатые, гротескные фигуры из подручных материалов вида самого грубого мусора. Тогда я подумала: может быть, красота выражается в страсти творить свою новую реальность из ничего, преобразовывать мир, расцвечивать, переделывать его, усложнять, неукротимо, неповторимо и бесконечно… Может быть.
            А что сказать про искусство, откровенно отрицающее красоту? Например, в «Галерее Гельман» на Винзаводе есть выставка не для слабонервных - удручающая, шокирующая, горькая: «Altare» С.Пахомова. Автор показывает, чему поклоняются люди, при чем нарочно грубо, лубочно, жестко, а как иначе изобразить алтарь пошлости и жадности...? Нижний ряд «иконостаса» - порнографические затемненные наброски, верхние, более яркие,  излишне пестрые - картинки-ребусы, посвященные человеческим порокам. Хмм… и где искать красоту в таком случае? И вот что я поняла: она скрывается и здесь: в переживании ее отсутствия, невыносимым чувстве безысходной пустоты и жажде прекрасного, стремлении преодолеть постылое безобразие, страдании от сознания окружающего уродства,   глубине эмоций, заставивших художника бросить вызов.

            Странно? Да, конечно. Но, как известно, абсолютного универсального понятия красоты нет и не может существовать. Для меня однозначно, что эффект красоты - это эффект такого эмоционального напряжения, такого вдохновения, которое позволяет душе оказаться где-то "над" и в то же время "внутри", то есть обрести и масштабность и глубину взгляда на красивое... И вряд ли можно точно соотнести понятия "красоты" и "добра": к обоим мы прибавляем знак вопроса, если рассуждать объективно, и оба несомненны, безусловны и не нуждаются в объяснении, когда мы опираемся на наши собственные, сугубо индивидуальные чувства. Красоту мы ни с чем не сравниваем, ведь мы все по-разному ее видим. Поэтому, спрашивая, несет ли современное искусство красоту, мы на самом деле говорим не о красоте как таковой, а о том, несет ли оно светлые, исключительно позитивные, приятные эмоции -  их часто считают единственно верным признаком соприкосновения с истинной красотой. Тогда логична такая формулировка: современное искусство скорее депрессивное, пессимистичное или жизнеутверждающее, жизнелюбивое? Вы ответите, конечно, первое: "Да вся его суть  - поток сознания изможденных страданием, реальным или вымышленным, доводящим до нигилизма и полного отчаяния...." Стоп! А Любовь? Разве не ее мы видим в неуемном стремлении современного искусства противостоять смерти через обращение к вечным темам, к Богу, к культурному опыту  прошлого, протянувшемуся не рвущимися нитями времени,  к тем же эмоциональным потрясениям, возвышающим дух над миром материальным и бренным (здесь мне вспоминаются строки Полозковой:  "как люди любят себя по-всякому убивать, только чтобы не мертветь")? Разве не любовь, простая и искренняя, сияет в причудливой игре формами и образами, смелой, безрассудной, абсурдной, по-детски непосредственной, в цветных снах и безумных фантазиях, воплощенных вопреки любым канонам, а лишь по прихоти художника, в чистом преклонении перед чудом, невидимым большинству, крике, плаче, шутовстве, передразнивании и передергивании обыденного, при чем все с ног на голову и поверх еще яркими красками!? Что это - восхищение человеком или горькая тоска по утраченным им настоящим ценностям?! А, может, слившись воедино, и то, и и другое, есть истинное сопереживание, сочувствие, в котором и кроется  смысл Искусства?

Комментариев нет:

Отправить комментарий